Скорее всего, вы уже сталкивались с брендом Alesis. Эта компания была создана инженером-изобретателем Кейтом Барром в 1984 году с целью разработки высококачественного музыкального оборудования по доступной цене. Конечно, Alesis выпускают не только электронные ударные инструменты. Первый выпущенный ими прибор – цифровой процессор эффектов XT Digital Reverb. Его цена была весьма демократичной – 800 $.  В то время цифровые процессоры эффектов стоили от нескольких тысяч долларов. В 1986 году компанией был применен новый на тот момент интерфейс MIDI в приборе MidiVerb. В дальнейшем он стал одним из самых популярных процессоров эффектов в истории компании. Далее Alesis выпускает различные звуковые процессоры, студийные мониторы, синтезаторы, клавишные рабочие станции, микшеры, аудиокарты и др.

В 1990 Alesis выпустили драм-машину SR-16, впоследствии пользовавшуюся большим спросом, в 95-м компания выпустила пресловутый, многим хорошо знакомый, рэковый барабанный модуль DM5.

В 2001 году произошел небольшой переворот, Alesis был приобретен Джеком О’Доннелом, и с тех пор, компания стала развиваться еще динамичней. В 2006 была выпущена незамысловатая электронная ударная установка с резиновыми пэдами на основе модуля DM5. Впоследствии рама, пэды барабанов и тарелок в электронных установках постепенно улучшались. Были выпущены 2-зонные пэды барабанов с резиновой и майларовой поверхностью (REALHEAD), одно- и дву- и трех- зонные резиновые пэды тарелок DMPAD и металлические пэды тарелок – SURGE с функцией глушения и без. Так же были выпущены новые, наиболее доступные барабанные модули – DM6, DM7 и установки на их основе. В данный момент самая доступная электронная ударная установка Alesis – это DM6 USB Express Kit, которую можно приобрести всего за 500$. Alesis так же выпустили электронную перкуссию со встроенным звуковым модулем – PerfomancePad Pro.

В 2007 Alesis создали первый в мире миди-конвертор (интерфейс) для ударных с USB – Alesis Trigger IO – весьма удачное изобретение, пользующееся большой популярностью и по сей день. Этот конвертор входит в состав электронной ударной установки для работы с компьютером – USB Studio Drum Kit.

В 2010 году был выпущен модуль DM10 с новой технологией Dynamic Articulation™  и электронные установки на его основе: DM10 Pro Kit, DM10 Studio Kit с майларовыми пэдами REALHEAD и металлическими тарелками SURGE. В 2011 была произведена новая электронная компактная перкуссия PercPad, а так же последний модуль на основе DM10 – более доступный модуль Alesis DM8 и электронные установки на его основе – DM8 Pro Kit, DM8 USB Kit.

Именно об одной из последней разработок – Alesis DM8 USB Kit и пойдет речь.

 

Внешний вид и конструкция

Установка упакована в плоскую, но объемную коробку, рама в ней находится в уже собранном состоянии, что заметно упрощает сборку. Остается лишь распаковать и установить пэды и модуль. После сборки установка выглядит довольно эффектно, в основном благодаря качественной раме – ее конструкция напоминает таковую у установок фирмы Roland. Более всего она схожа с рамой MDS-4, которая поставляется с установками Roland td-4k. Разница в том, что в центре рамы Alesis находится одна и гораздо более длинная перекладина, за счет чего рама представляет собой более широкую и устойчивую конструкцию. Соединительные крепления и держатели педов выполнены из пластика, но создают положительное впечатление насчет своей надежности. Держатели педов тарелок устанавливаются на отдельные крепления, это позволяет расположить тарелки наиболее удобным образом. Пэды тарелок закрепляются таким же образом, как на установках Roland – на вершину держателя тарелки надевается фиксатор с 4-х гранным болтом, верхушка фиксатора имеет форму треугольника. В середине пэда тарелки, на месте отверстия имеется углубление треугольной формы и после установки пэда на держатель с фиксатором пэд тарелки надежно фиксируется в необходимом положении. Держатели пэдов барабанов схожи с теми, которые производит Roland, с той разницей, что на Roland пэды крепятся на вертикально расположенный штырь, а на Alesis – горизонтально.

Пэды

Три 8” резиновых пэда томов имеют глянцевую, блестящую пластиковую кромку. Эти пэды однозонные, соответственно  бортика (обода) не имеют. Пэд малого барабана отличается от остальных – размер 10”,  дву-зонный, имеется резиновый бортик черного цвета, середина пэда – белого цвета. Пэд бас-барабана представляет собой самый обычный резиновый 8” пэд, надежно закрепленный на устойчивой металлической конструкции. Снизу липучки не имеется, вместо нее наклеена резиновая полоса, для уменьшения скольжения. Так же имеются штыри для упора. К бочке легко прикрепляется как одиночная педаль, так и двойная. Контроллер хай-хета так же имеет упор и резиновую полоску, а так же механическую регуляцию чувствительности на нажатие. Размеры пэдов тарелок: хай-хет – 10”, креш – 12”, райд – 14”. Пэды тарелок круглые, с игровой стороны располагается резиновая поверхность  треугольной формы. Остальная часть пэда из глянцевого пластика. Райд дву-зонный (белл и середина), «колокол» райда увеличен, так что попасть в него не составит особого труда. Остальные пэды тарелок однозонные.

Резина на пэде малого барабана более плотная, чем на пэдах томов, что обеспечивает более активный отскок. От «томов» палочка отскакивает менее резво. Это можно отнести к позитивному качеству, ведь такая же особенность прослеживается и на акустической ударной установке.

Модуль

Модуль довольно компактен, удобно располагается слева. В установках Roland td-4k например модуль расположен посередине, под томами – такое расположение удобно не для каждого.

К модулю подключается до 10 пэдов. Изначально подключено 8 пэдов с помощью шлейфа в общий разъем, из них 2 пэда дву-зонные (малый барабан и райд), остальные однозонные. Дополнительно на задней панели имеется 2 входа, для подключения еще 2-х дву-зонных пэдов. Так же на задней панели располагается вход для внешнего звукового источника Mix in (мини-джек), два выхода (джеки) – для подключения стерео – акустической системы, выход для наушников (джек), MIDI IN (вход), USB –  выход, гнездо для адаптера 9v. Адаптер поставляется в комплекте с модулем.

На передней панели расположены:

  • Громкость MAIN OUT и HEADPHONES OUTPUT регулируется вращаемой ручкой громкости на передней панели.
  • Имеется отдельная кнопка METRONOME ON / OFF – Включение/выключение метронома.
  • На передней панели расположен большой ЖК-дисплей с голубой подсветкой, на нем отображается системное меню параметров и других установок.
  • F-BUTTONS (1-4) –  кнопки для навигации по меню,  отображаемому на ЖК-дисплее – аналогичные кнопки можно встретить на модулях Roland и Yamaha. С помощью этих кнопок выбираются «виртуальные» закладки в каждом меню – UTILI, EDIT INST, EXT TRIG, EDIT ACCOM, SEQ и KIT SETUP.
  • CURSOR UP / DOWN  –  кнопки для перемещения  (по вертикали)  по параметрам в меню. При нажатии на кнопку CURSOR DOWN в основном меню (с изображением пресетной барабанной установки) можно попасть в меню KIT SETUP – настройки общих параметров текущего набора ударных. Здесь имеется три закладки: F1. MAIN – дополнительная настройка громкости всей установки (Kit level). F2. MIDI – настройки миди канала. F3. RESTORE – сброс настроек данного пресета (на котором вы остановились последний раз) на заводские.
  • Имеется колесо настроек – удобное приспособление для быстрого и четкого уменьшения или увеличения значений.
  • Кнопки VALUE UP / DOWN выполняют ту же функцию, что и колесо настроек – уменьшения и увеличения значений.
  • Отличная клавиша – EXIT, кнопка возврата к предыдущему меню. На модулях Yamaha dtxplorer и Roland td-4 эта кнопка отсутствует, что доставляет определенные неудобства.
  • Кнопка DRUM KIT возвращает к основному меню с изображением вашего пресета. В этом меню можно выбрать текущий набор ударных с помощью колеса настроек, либо кнопок VALUE UP / DOWN.
  • Кнопка UTILITY перемещает в меню настройки утилит – глобальные модульные настройки, более подробное описание – ниже.
  • Кнопка EXT TRIG перемещает в меню гастройки триггеров, подробное описание ниже.
  • Кнопка NOTE CHASE имеет индикатор, который зажигается при включении. Когда включен этот режим, модуль настраивается на определенный пэд при ударе по нему. Очень удобная опция для применения различных настроек триггера.
  • Кнопки EDIT INST и EDIT ACCOMP перемещает в меню настроек инструментов и аккомпанемента, более подробно ниже.
  • Кнопка PREVIEW предназначена для прослушивания звуков модуля без использования каких-либо триггеров. Клавиша не динамическая.
  • Кнопка STORE предназначена для сохранения изменений в настройках модуля.
  • Кнопка SEQ переводит в меню секвенсора.
  • MUTE DRUMS – кнопка, с помощью которой можно отключить барабанную дорожку в секвенсоре (барабанную подложку в паттерне)
  • MUTE ACCOMP – кнопка, с помощью которой можно отключить дорожку аккомпанемента в секвенсоре.
  • STOP/PLAY/RECORD – кнопки управления секвенсором
  • TAP TEMPO – кнопка для назначения темпа – его можно выставить постукиванием по этой кнопке. Более четко темп можно выставить с помощью колеса настроек при зажатой TAP TEMPO.

Далее рассмотрим подробно все функции и параметры модуля Alesis DM8.

 

Общие настройки модуля (Utility)

В это меню можно попасть с помощью кнопки UTILITY. В разделе General есть возможность настроить Темп – в позиции Pattern каждый музыкальный паттерн (в секвенсоре) будет иметь свой собственный темп, а в позиции Global модуль будет всегда зафиксирован в одном темпе,  независимо от специфики паттерна. Настройка Acc Pitch позволяет повысить, либо понизить тон аккомпанемента. По умолчанию выставлено A=440Hz, диапазон настроек – 430-450 Hz. Так же в этом разделе можно поменять контраст экрана (0-99). В основном разделе имеется 4 закладки:

F1. METRONOME – эта закладка так же содержит в себе подразделы. F1. MeasureMeasLevel – регуляция уровня громкости первой акцентированной доли в такте (0-99), MeasSound – выбор тембра акцентированной первой доли в такте. Тембров – 24 (!), в их числе: звуки удара палочек друг о друга, думбек, гуиро, вудблок, малый или бас-барабан, хай-хет, щелчок пальцами, ковбелл и др.). BeatLevel – регулировка уровня громкости неакцентированных долей в такте (все, кроме первой). BeatSound – выбор тембра неакцентированных долей – те же 24 тембра, что и в MeasSound. F2. Subdivision – раздел для работы с субдолями (помимо основных долей метронома возможно выделять более мелкие – четные, либо триоли). SubDivision – Размер субдоли (1/2, 1/4, 1/8, 1/16 1/32, 1/64), SubDLevel – громкость звучания субдоли (0-99), SubDSound – тембр звучания субдоли (24 тембра). F3 Tap – в этом подразделе можно регулировать настройки светового индикатора а так же Tap tempo. Tempo LED регуляция работы светового индикатора метронома, в режиме “ON” индикатор мигает на каждую долю. В режиме “PAT ONLY” – индикатор мигает только при включении секвенции (паттерна). В Режиме “OFF” соответственно индикатор не мигает вообще. Tap Tempo – включение и выключение кнопки Tap Tempo (используется для ввода значения темпа постукиванием по кнопке, вручную).

F2. MIDI – закладка, содержащая Миди-настройки.  F1 InputDrum chan – номер MIDI-канала, по которому будут получены звуки ударных (01 – 16 или “OMNI”, который посылает сигнал по всем 16 каналам), когда сигнал идет с внешнего устройства MIDI. Acc chan – номер MIDI-канала, по которому будет получен аккомпанимент (01 – 16 или “OMNI”, который посылает сигнал по всем 16 каналам), когда сигнал идет с внешнего устройства MIDI. LocalCont – регулировка “Local Control” определяет, получает ли модуль сообщения MIDI от триггеров или внешнего источника. Когда выставлена позиция “On” (по умолчанию), модульные звуки будут воспроизводиться с помощью сообщений MIDI, переданных от подключенных триггеров. F2 Ext –страница настроек, которая определяет, как модуль будет взаимодействовать с внешним MIDI контроллером.  Prog Chng – Определяет, признает ли модуль сообщения о программных изменениях от внешних источников MIDI. Clock in – определяет, будет ли модуль синхронизироваться с внешними MIDI часами. F3 Out – страница выходных MIDI – настроек в модуле. Prog Chng – определяет, будет ли модуль посылать сообщения о программных изменениях во внешнее устройство MIDI USB. Clock out – определяет, будут ли внутренние часы модуля выступать в роли основных часов для соединения с устройством  MIDI-USB. Midi thru – Когда установлено в “ENABLED” (по умолчанию), порт USB в модуле функционирует как MIDI THRU. В этом случае устройство, подключенное к модулю по MIDI IN может посылать данные через модуль в устройство, которое подключено к порту USB в модуле. Когда установлено “OFF”, порт USB в модуле функционирует только как MIDI-выход для модуля непосредственно.

F3. TRIGзакладка, содержащая различные настройки триггеров в модуле. Trig Sens: Чувствительность всех подключенных триггеров – “LOW”, “MEDIUM”, или “HIGH”. Эта регуляция позволяет примерно устанавливать чувствительность всей установки, но при этом оставляет ваши индивидуальные настройки триггеров. HiHat: Выберите “NOTE+CC#4″, или “NOTE ONLY”. Это определит, будет ли MIDI-сообщение от тарелки hi-hat отправлено с или без информации CC (CC#4). HH Splash: выбор “SENT” или “NOT SENT” определяет, будет отправляться сообщение “splash” hi-hat  или нет. Cym Choke: выбор “SENT” или “NOT SENT” определяет, будет отправляться сообщение “choke” crash  или нет.

F4. SYS —  закладка, которая содержит различные системные настройки модуля. F1. SYSX. Эта страница позволяет отсылать параметры модуля в виде SysEx (.syx) файла, который будет воспроизведен позже. F2. INIT Эта страница позволяет  калибровать различные параметры и настройки в модуле, возвращая их к фабричной настройке. F3. O/S эта вкладка содержит информацию о текущей операционной системе и звуковой ROM. F4. MEMэта закладка содержит информацию об оставшейся доступной памяти на модуле позволяет ставить или снимать защиту от записи.

 

Настройки триггеров (Ext. Trigger)

 

В это меню можно попасть с помощью кнопки EXT. TRIG. Здесь содержится несколько закладок с настройками триггеров (чувствительность и прочее). Эти настройки распространяются сразу на все пресеты. В этом и последующих меню вам понадобится настраивать каждый пэд в отдельности. Поменять настраиваемый инструмент можно с помощью колеса настроек, когда курсор выставлен на инструменте. Но более удобный вариант – когда  модуль переключается на нужный пэд при ударе в него. Для этого вам необходимо нажать кнопку NOTE CHASE, после чего зажигается оранжевый индикатор.

F1. TRIGGER INPUT PARAMETERS.  –  сюда входит настройка Sensivity, значения регулируются в диапазоне 0-99. На малом барабане наиболее адекватными оказались значения в диапазоне  от 20 до 30. Справа на экране при ударе по педу зажигается шкала, отражающая реакцию триггера на динамику удара. Function – Вы можете настроить триггер таким образом, чтобы при ударе он выполнял различные функции. Сюда входят такие функции, как перелистывание пресетов, функция Tap tempo, запуск/остановка секвенсора (паттерна), начало/конец записи. InputType – выбор типа триггера (датчика) – может быть либо пьезо “PIEZO” (по умолчанию), либо  “SWITCH” – стоит на римшоте, либо выставляется при пользовании футсвичем.

F2. TRIGGERING PARAMETERS. – эта закладка содержит настройки, связанные с чувствительностью триггеров, и их возможным ложным срабатыванием. Xtalk Rcv: регуляция того, насколько будет восприимчив триггер к “перекрестной связи” (“crosstalk”) от других триггеров (00-07). Чем выше значение, тем менее вероятна перекрестная связь между разными триггерами. Xtalk Snd: Регулировка вероятности того, что триггер вызовет “перекрестную связь” в других триггерах (00-07). Чем более высоко выставлено значение, тем менее вероятно, что это будет источником перекрестных помех от других триггеров. Retrigger: настройка скорости восприятия триггера (0-99 измеряется в миллисекундах, в пределах одной секунды) – возможность назначить минимальный промежуток времени, когда модуль будет распознавать удар по пэду, к примеру если вы играете быстрые дроби – необходимо поднять это значение выше, но если появляются ложные срабатывания, можно понизить значения – тогда триггер не будет реагировать на лишние вибрации. Treshhold: регулировка порога чувствительности, начиная с которого модуль будет воспринимать сигнал от триггера (0-99). Эта регулировка позволяет убрать ложные срабатывания, которые могут передаваться например посредством рамы (вибрация от одного пэда передается через раму другому). ZoneXTalk: тоже самое, что и Xtalk (“crosstalk”), только регулируется перекрестное срабатывание между 2-мя зонами на одном пэде.

F3. VELOCITY CURVEдословно, «кривая чувствительности» или динамическая кривая. В этой закладке экран изображает несложный график зависимости 2-х величин – по горизонтальной прямой располагается шкала силы удара, по вертикальной – громкость воспроизводимого удара. Вообще в природе, на акустических барабанах «по умолчанию» график всегда одинаковый – линейный. Чем сильнее удар, тем громче звук. На электронных ударных вы можете изменить это «правило». Существуют следующие варианты кривых: LINEAR – та самая «ровная» кривая, то есть громкость увеличивается идентично силе удара. LOG 1-4:  «выпуклые» кривые, увеличивающие степень своей кривизны от 1 до 4х, с такими кривыми громкость удара будет возрастать быстрее и достигнет максимального уровня раньше. Точнее говоря, триггер работает более динамично. EXP 1-4: Точная противоположность графиков в LOG, то есть график «вогнутый» и громкость от удара повышается на более сильных ударах, чувствительно низкая. SPLINE 1-4: с этой кривой триггер будет активно отзываться на минимальной и высокой динамике, на средней динамике громкость звука будет стабильно-средней. OFFSET – «обрезанная» кривая – самый слабый удар сразу воспроизводится на средней громкости, и уже на среднем уровне динамики громкость становится максимальной. CONSTANT  – громкость постоянно максимальная, независимо от силы удара.

F4. MODE (RIDE BOWL & BELL) – закладка зажигается только при ударе в тарелку Ride. В этой закладке  можно выставлять количество зон на тарелке райд – 2 или 3. По умолчанию стоит 2 зоны, так как в комплекте с установкой идет 2-зонный райд. В случае, если вы поставите 3-х зонную тарелку, вам придется использовать не только стандартный провод для райда, но и дополнительный разъем в модуле –  “RIDE2/PERC 1”.

F4. CALIBRATION – закладка зажигается только при ударе в тарелку Hi-hat. Здесь можно откалибровать хай-хет – неожиданная функция, в установках Roland и Yamaha такой не имеется (возможно потому, что она и не нужна). Калибровка может происходить автоматически или вручную. Вручную хай-хет калибруется с помощью закладок F3.TRIM и F4.CURV – кривая чувствительности. Автоматически хай-хет настраивается конечно же удобнее и быстрее – вам нужно нажать на F1.OPEN при открытом хай-хете, дождаться надписи “Done”, затем нажать на контроллер ногой и нажать клавишу “CLOSE”, и так же дождаться надписи “Done”. В случае, если зажглась надпись “Failed”, необходимо зайти в закладку F3. TRIM и поменять значения ближе к средним, в крайних значениях TRIM автоматическая настройка может не пройти. Контроллер хай-хета имеет механическую регулировку с помощью болта с передней части можно отрегулировать диапазон хода педали при открытии-закрытии.

Надо отдать должное компании Alesis, над звуком хай-хета они поработали хорошо – звучит не хуже, чем у аналогичных серий Roland и Yamaha. После калибровки модуль адекватно воспроизводит хет-сплеш (hi-hat splash), просто нажатие ногой (foot hi-hat), плавно переходит от закрытого до полностью открытого хай-хета. В процессе открытия хай-хета можно отличить не менее 5-ти положений.

 

Настройки инструментов (Edit instrument)

В это меню можно попасть посредством нажатия на клавишу EDIT INST – В установке имеется 100 предустановленных пресетов и 100 пользовательских. Звуки из каждого предустановленного пресета можно комбинировать, создавая свой собственный сет.

F1. INST в этой закладке можно изменять тембры инструментов. Сверху на экране обозначены: номер пресета, название пэда (либо зоны на малом барабане) а так же семпл (Layer a/b). Каждый звук состоит из 2-х частей – семплов (Layer). Когда они звучат одновременно, получаются динамически более разнообразный звук. Довольно интересная задумка – вы можете смешивать два абсолютно разных тембра, будь то малый барабан и тарелка креш, бочка и какой-нибудь электронный семпл, тарелка и перкуссия…

Все тембры подразделены на категории. Всего имеется 21 категория инструментов:

Категория инструментов Количество инструментов (тембров)
Kicks 89
Snares 83
Toms 65
Hi-hats 27
Crash 37
Ride 29
China 12
Electronic kick 26
Electronic snare 22
Electronic toms 25
Electronic percussion 23
Orch percussion 15
Oriental percussion 14
Latin percussion 84
Ethnic percussion 33
Random 33
Bass 24
Synth bass 31
Fx/Other 52
Hit groups 37
Hits 320

Всего в модуле 1081 тембр – это больше, чем в топовом модуле Roland td-20x! Но такое большое количество тембров обусловлено и тем, что в этом списке имеются все тональные семплы, использующиеся в аккомпанементах (мелодических паттернах в секвенсоре), к примеру семплы из групп “Bass” и “Hits”. Из них, как из кубиков сложены мелодические и ритмические партии аккомпанимента.

Так же в закладке F1. INST, если нажать на EDIT ACCOMP, можно поменять звуки, использующиеся в аккомпанементе, который состоит из 2-х дорожек (Layer A и Layer B). Проще говоря вы можете, например, превратить мелодию в ритм. F2. LVL – в этой закладке можно отрегулировать не только громкость каждого инструмента (зоны на малом барабане), но и каждого из 2-х семплов (Layer A/B), которые входят в состав выбранного инструмента.  Так же здесь имеется замечательная функция – панорамирование. Функция, многим знакомая – разведение громкости на левый-правый канал. Панорамирование дает возможность придать звучанию более адекватный характер, к примеру напольный том, стоящий справа соответственно должен и звучать справа. Еще можно регулировать значение Decay (период затухания) – 0-99 либо None. Все те же функции распространяются и на аккомпанемент, плюс в аккомпанементе есть возможность регулировать значение Attack – 0-99. С его помощью можно изменять уровень атаки, имеется только в Layer A. С увеличением значения уровень атаки понижается. F3. FX – в этой закладке можно настроить значение Reverb (0-99), громкость звука Effects (0-99) посылаемая в процессор эффектов DM8, а так же включить либо выключить эквалайзер и компрессор.F4. MORE – в этой закладке имеется еще несколько закладок с настройками: F1. ToneSemitone: настройка пластика по полутонам +/-12 полутонов. Регулировать тон можно так же и в автоаккомпанементе с мелодическими инструментами. Fine tune – более тонкая настройка внутри полутона +/- 50. Filter – регулировка частоты среза фильтра (0-99). Type – тип фильтра (“Lopass” либо “Hipass”). F2. Dyn. Vel>decay – диномика ударов регулирует время затухания звука (+/- 0-99). В положительном значении ноты с высокой динамикой будут иметь более продолжительное затухание , в отрицательном значении – более короткое. Vel>Filtr – динамика ударов контролирует частоту среза фильтра (+/- 0-99). Vel>Level регулировка того, насколько динамически-чувствительным будет инструмент (0-99).Чем выше значение, тем более динамически адекватным будет звук при игре, на значении «0» динамической вариации не будет. Vel>Pitch: регуляция того, как динамика ваших ударов будет изменять высоту звука (+/- 0-99). В позитивном значении более сильные удары увеличивают тон и наоборот. F3. Other  Outputнастройка выхода, через который будет воспроизводиться звук или аккомпанемент. Имеется 2 варианта “Main” (main out) и “AUX” (aux out). Priority – регулировка высоты «полифонического приоритета» звука или автоаккомпанемента – low, medium, high. Под «полифонией» подразумевается одновременное звучание инструментов – к примеру звук от удара по хай-хету, малому барабану и бочке. DM8 имеет 64-голосовую полифонию, тоесть 64 голоса  могут звучать одновременно. Звук или аккомпанемент с более низким полифоническим приоритетом может не воспроизводиться тогда как звук с высоким приоритетом воспроизводится. MuteGroup – выбор звука, на который назначается Mutegroup (1-09 или “OFF”). Когда два или более триггера назначены на Mutegroup, звучащий инструмент будет заглушен, пока другой инструмент из этой Mutegroup начинает звучать. Всего имеется 9 таких групп. К примеру, если малый барабан и бочка назначены в одну Mutegroup, звук малого барабана будет обрезаться, когда вы делаете удар по бочке и наоборот. Playback: указание того, будут ли повторяющиеся удары по одному триггеру восприниматься полифонически (Poly) или монофонически (Mono). По умолчанию выставлено “Poly”, при этом значении последующие удары по одному и тому же триггеру будут звучать одновременно, то есть полифонически. Когда выставлено значение “Mono” последующие удары будут заглушать предыдущие.

F2.MIDI – эта закладка позволит изменять различные миди-настройки для каждого триггера. F1. MIDI MIDIChanнастройка канала, по которому триггер будет передавать миди-сообщение. MIDI Note – регуляция номера миди-ноты, отправляемой триггером (миди-нота для хай-хета и райда неизменна). Gate time – длительность звучания ноты, отправляемой триггером при ударе. Диапазоны значений – 0-99, 1/32, 1/16, 1/8, 1/4 и 1/2 с обычным или триплетным делением в каждом значении, либо “OFF”. Note Off – как будет отправляться миди-сообщение Note Off. F2. CHORD/ARPOff – триггер передаст только миди-сообщение. “Chord – триггер передаст до 4-х миди-сообщений одновременно при каждом ударе. Здесь можно выбрать три дополнительные ноты.  “Arpeggioтриггер  передаст до 4-х миди-сообщений но будет «вращаться» с каждым ударом (1я миди-нота, 2я, 3я). Здесь иак же можно выбрать три дополнительные ноты. Все эти функции не доступны для тарелок хай-хет и райд).

F4. FX – в этой закладке можно управлять различными эффектами, такими как reverb, chorus или delay. F1. Reverb. Typeтип реверба, можно выбрать “Off”. В основном реверб называется по типу комнаты, пространство которой эмулируется. Size – размер виртуальной эмулируемой комнаты. Color – регуляция высоких частот в реверберации. Level – уровень реверба. Все параметры регулируются в диапазоне 0-99. F2. FX (other effects) Type – тип применяемого эффекта. Чтобы выключить эффекты, можно выбрать “Off”. Типов эффектов довольно много:

Flanger: Mono flanger – традиционный эффект фледжер. Stereo flanger – фленджер с симуляцией стерео-эффекта, создает более «широкий» звук. XOver flanger – эффект фленджера «движется» вокруг стерео поля.  Так же имеются регулировки Rate – скорость фленджера, Depth – насколько сильно задержка сигнала будет добавляется к исходному звуку, Feedback – как сильно сигнал фленджера будет возвращаться назад (увеличение эффекта), Level – уровень громкости эффекта.

Chorus: Mono chorus 1 – традиционный эффект хоруса. Mono chorus 2 – 2я вариация традиционного эффекта. Stereo chorus – хорус с симуляцией стерео-эффекта, создает более «широкий» звук. XOver Chorus –  эффект хоруса «движется» вокруг стерео поля. Так же имеются регулировки Rate – скорость модуляции хоруса, Depth – насколько сильно будет варьироваться дилэй Feedback – регулировка плотности эффекта. Level – уровень громкости эффекта.

Vibrato: Mono vibrato – традиционный эффект вибрато. Vibrato – с симуляцией стерео-эффекта, с более «широким» звуком. Имеются регулировки Rate – скорость эффекта (волновая частота). Depth – степень колебания волн от оригинального, центрального тона. Level – уровень громкости эффекта.

Delays: вариаций этого эффекта большое множество.

Mono doubler – очень быстрый дилей, создающий эффект двойного удара. Doubler – тот же эффект, только в стерео-поле.

Mono Slapback – быстрый, почти мгновенный дилей. Slapback – быстрый дилей с симуляцией стерео-эффекта. Настройки на этих эффектах дилей – Delay – скорость (в миллисекундах 0-99), Level – уровень громкости звука, обработанного дилеем.

Mono Delay – традиционный эффект дилей. Имеет настройки: Delay – скорость эффекта повтора. Измеряется в миллисекундах, диапазон 0-999ms. Feedback – регуляция интенсивности эффекта, его «протяженности». В значении 99 звук будет повторяться очень долго, интенсивность затухания будет минимальна. В значении «00» звук повторится всего-лишь раз. Dampening – регуляция низко- и высокочастотного подавления эффекта, работает наподобие фидбека, только регулирует не протяженность, а глушение. Level – громкость обработанного эффектом звука.

Delay – традиционный эффект дилей с двумя независимыми линиями. То же самое, что и Mono Delay, только имеется разведенкана правый и левый канал. Скорость эффекта Delay (в ms) и интенсивность эффекта Feedback можно регулировать отдельно для правого и левого канала. Это раздваивает эфеект и создает еще больший объем. Регуляция Level и Damping общая.

XOver Delay – этот дилей имеет стереоэффект панорамирования, тоесть эхо перемещается из правого в левый канал. Имеется настройка Delay (скорость в ms) для правого и левого канала, а так же настройки Feedback, Damping и Level.

Ping Pong – эффект дилей, основанный на панорамировании, как и прошлый, но здесь эхо просто чередуется между правым и левым каналом. Разведенных настроек для правого-левого канала нет. Можно регулировать Delay, Feedback, Damping, Level.

Compression: хорошо известный барабанщикам эффект, позволяющий выровнять динамику звучания ударных. Регулировки: Typeимеется множество вариаций компрессии, надо сказать, что в их пределах звук довольно сильно варьируется. Имеется 16 вариаций: Off, Master1, Radio1, Radio2, Soft hype, Bright, Country, Crunch, Dance, HipHop, Jazz, Lo Boost, Rok1, Rok2, Rok3. Compress – регуляция степени компрессии. Out Level – регуляция выходящего уровня компрессии. Эта настройка полезна для усиления сигнала, в случае если громкость уменьшилась из-за компрессии.

EQ (Equalization) – двухполосный параметрический эквалайзер. LF Gain (lowfrequency gain): регулировка низкочастотного фильтра (чувствительность). Диапазон -60dB – 12dB. LF freq (low frequency): регулировка низких частот 20Hz – 18,5 kHz. HF Gain (highfrequency gain):  регулировка высокочастотного фильтра (чувствительность). Диапазон -60dB – 12dB. HF freq (high frequency): регулировка высоких частот 20Hz – 18,5 kHz.

Все те же настройки, имеющиеся в разделе EDIT INST распространяются и на EDIT ACCOMP (раздел с аккомпанементом). Запускается аккомпанемент с помощью секвенсора.

 

Секвенсор (Sequence)

В это меню можно попасть с помощью кнопки SEQ.  В модуле имеется полноценный секвенсор, содержащий 74 мелодических паттерна и 25 пользовательских. В списке можно найти минусовку в  почти любом музыкальном жанре – металл, панк, хардрок, блюз, инди-рок, фанк, босса-нова, кантри, хип-хоп, фьюжн, хаус, джангл, сальса, самба, регги и другие.

Как уже упоминалось, все паттерны состоят из атональных (ударных) звуков и тональных звуков, входящих в общий список тембров, каждый из которых вы можете использовать по своему усмотрению. Можно создать полностью свою секвенцию – с мелодическими и ударными инструментами.

Каждый паттерн состоит из 2-х дорожек – ударные и аккомпанемент, и то и другое можно включать и выключать с помощью кнопок MUTE.

Любые секвенции могут быть записаны, изменены, превращены в луп и сохранены. Имеется презентационная демо-секвенция – подборка паттернов в разных стилях и с разными пресетами. Чтобы ее послушать необходимо зажать SEQ и нажать PLAY. К каждой секвенции (паттерну) прикреплен определенный набор ударных. Когда вы меняете что-либо в секвенции, в правом верхнем углу зажигается индикатор “E”.

В стартовом меню секвенсора в верхней строчке отображается название секвенции. Ниже отображается темп, размер, количество тактов в записываемой секвенции (1-99), а так же режим лупера – включен, либо выключен.

F1. REC – закладка, в которой содержатся настройки записи. Track – выбор трека, который будет записываться, или дополняться – “Drums”  либо “Accomp” – драм-трек, или аккомпанемент. Rec Type: настройка способа записи – “RECORD” – ваш трек будет записан вместо существующего, “OVERDUB” – ваш трек будет записан поверх существующего. Quantize – собственно, функция автоматического «выравнивания» вашей партии. Можно отрегулировать «рамки» выравнивания (доли) – от четверти (1/4) до 1/64, либо в триольной, либо в кратной пульсации. Допустим, если выставить квантизацию 1/8, все лишние ноты, сыгранные быстрее (к примеру 16-е) срезаются и остается только самый близкий к «ровной» восьмой ноте сигнал, который пододвигается в нужное место в сетке такта. Так же в квантизации имеется еще одна настройка – Swing – «свингование». Модуль может не только выровнять записанную партию, но и подвинуть доли, создавая «свинговую» пульсацию. Можно выставить степень свингования – 54%, 58%, либо 62%.

F2. EDIT – в этой закладке располагается сетка, визуализирующая барабанные партии. Сетка схематично изображает такт. Сверху номерами обозначены четверти, вертикальные линии отделяют четверти и восьмые доли между ними, горизонтальные – разделяют графу для каждого инструмента, слева каждой имеется маркировка (первая буква от названия инструмента) – K, S, HH, T1, T2, T3, C, R, P1, P2, P3, P4, далее следуют пронумерованные ряды соответствующие доступным номерам миди-нот. Регулировать размеры сетки (приближать/отдалять) нельзя. Передвигаться по сетке можно либо перелистывая такты – при зажатой кнопке “Stop” нажимая на “Play”/”Rec”. Другой вариант – перемещаться с помощью курсора (F3, F4), или с помощью колеса настроек при зажатой кнопке “Stop” по каждому сигналу (точке). При перемещении курсора каждый сигнал (точка) звучит. Каждый звук варьируется в двух плоскостях. По вертикали, в пределах ячейки варьируется динамика (громкость) звука. Этот параметр можно регулировать вручную – с помощью закладки F2. VELO. Параметр варьируется в диапазоне 1-127. Надо отметить, что динамический диапазон довольно широк. Соответственно при варьировании значения точка будет либо подниматься при увеличении значения Velocity, либо опускаться при уменьшении. При повторном нажатии на F2 возникает режим TIME. В нем можно изменить расположение точки (звука) во времени такта. Диапазон значений не ограничен – точку можно двигать во времени любое место секвенции, числовой диапазон между четвертями 0-95. При нажатии на F1. DEL можно выборочно, поштучно удалять точки, при повторном нажатии на F1 TRAK можно очистить сразу всю секвенцию.

Так же можно вносить поправки в аккомпанемент – в начальном меню секвенсора нужно нажать на F1. REC и в первой графе “Track” выбрать значение “Accomp”, а затем зайти в F2. EDIT. На экране возникает 4-х строчная таблица. В таблице обозначены параметры каждого звука в аккомпанементе (к примеру бас и электро- гитара). Информационные столбики подписаны сверху – номер такта (Bar), номер доли (Beat), субдоля – “Click” – в модуле Alesis DM8 каждая четверть делится на 96 пульсов. Это сделано для того, чтобы можно было создать музыкальный «грув», точно поместить ноту в необходимое место в пределах четверти. Далее идет столбик с маркировкой ноты (тона), затем идет громкость ноты (Velocity), регулируется в диапазоне 1-127.  Последний столбик – длительность (Durance), диапазон значений 1-9999. Нота на струнном инструменте сама затихает, к примеру нота на бас гитаре полностью раскрывается и затихает в значении durance 550. Нота на гитаре может затихнуть еще раньше – к примеру короткий звук гитары с эффектом дисторшн из секвенции 70sHardRock успевает полностью раскрыться и затихнуть в значении Durance 50. Передвигаться по таблице можно так же, как в барабанной секвенции – перелистывая такты, либо с помощью курсора.

F3. CLIK. – метроном, привязанный к секвенции. Имеются настройки Count in – отсчет до начала проигрывания секвенции. В режиме “Rec only” метроном будет давать отсчет только при записи. При “Rec+Play” отсчет дается и при записи и при обычном воспроизведении секвенции. #Bars – количество тактов в отсчете “Off”, 1-16 либо “Note on” – режим начала записи после отправки сигнала с триггера. Metro – параметр, определяющий присутствие метронома, или его отсутствие. Имеется 3 режима – “Rec Only”, “Rec+Play” и “Manual” – запуск с помощью отдельной кнопки Metronome на модуле в нужный момент. Sound – звук клик-трека, используемого в секвенсоре. “As metro” – метроном будет использовать звук, настроенный в меню Utility. “Simple” – стандартный звук метра.

F4. QUAN – закладка с параметрами функции “quantize”, позволяющей выравнивать неровные партии. Собственно, эта закладка повторяет настройки из закладки F1 REC. Здесь имеются графы Track – выбор, того, к чему будет применена функция – драм-трек или аккомпанемент, Value – рамки выравнивания и Swing – нарочное смещение долей (свингование). Более подробно про Quantize описано выше (F1. REC).

STORING EXT. TRIG SETTINGS – сохранение выбранных настроек в модуле можно осуществить с помощью кнопки “Store”, предварительно отключив функцию Writeprotect в меню Utility. В противном случае изменения в модуле сбрасываются после выключения.

 

Звучание:

Звучание модуля Alesis DM8 стало более выразительным, чем на модулях, выпускавшихся этой компанией раннее. Динамика съема сигналов стала адекватнее, хотя до уровня Roland td-4 немного не дотягивает. Улучшения в звучании произошли по-видимому  благодаря новой технологии мульти-семплинга Dynamic Articulation™ . В сравнении со звучанием  модуля Yamaha DTXplorer  Alesis DM8  не проигрывает, скорее наоборот. Возможность смешивать сразу 2 инструмента позволяет получать необычные, более объемные звуки. Большое количество тембров, настроек и эффектов позволят добиться желаемого звучания. Но исходные, заводские настройки установки не совсем адекватны. В частности динамика съема на пэдах, а так-же работа контроллера хай-хета. На изначальных настройках звук при ударе на средней динамике уже упирается в верхний порог громкости, поэтому необходимо выставить низкую чувствительность триггеров. Контроллер хай-хета необходимо откалибровать и занести полученные настройки в память.

 

ИТОГ:

 

Выбирая электронную ударную установку начальной ценовой категории необходимо точно осознавать, каковы ваши требования к инструменту. Если вы намерены работать с настройками триггеров, экспериментировать с эффектами, смешивать разные семплы в поиске желаемого звучания и вам понадобится множество разных тембров и минусовок тогда Alesis DM8 USB kit – отличный вариант.

Достоинства AlesisDM8 USB:  Удобная рама, надежные крепления пэдов, дву-зонный малый барабан и тарелка райд, креш с возможностью глушения рукой. Возможность подключения дополнительно 2-х дву-зонных пэдов. Большое количество различных тембров (1081) – имеются и мелодические (тональные) и ударные инструменты. Есть возможность смешивать 2 разных инструмента. Тонкие настроки триггеров (в том числе калибровка хай-хета). Полноценный секвенсор с большим количеством минусовок в самых разных стилях, с возможностью записи партии ударных и редактирования партий аккомпанемента. В секвенсоре имеется тактовая сетка визуализирующая партию ударных, что позволяет точно проследить ровность своей игры, имеется функция quantize (выравниваие) и многие другие полезные функции. В модуле имеется большое количество звуковых эффектов, компрессор, эквалайзер.

Недостатки AlesisDM8 USB:  Изначальные заводские настройки модуля требуют доводки – необходимо подстраивать модуль, в частности триггеры, для получения адекватной динамики съема ударов. Конструктивно:  платформа со штырем, предназначенным для крепления на раме, впаяна в модуль (не откручивается). Это создаст некоторые неудобства при пользовании модулем за пределами электронной ударной установки.